Для домашней мастерской. Компактная столярная мастерская: инструмент и оборудование

Как организовать выделенное под мастерскую пространство, разместить инструменты, чтобы они были всегда под рукой, а работа приносила только радость – об этом статья Сергея Головкова.

Мне повезло: удалось выделить небольшую комнату под мастерскую в подвале дома. Это не первая моя мастерская, раньше был небольшой верстак в сарае, поэтому к моменту оборудования новой мастерской я уже имел небольшой опыт. Подсмотрел и в других мастерских много идей – часто простых, но эффективных. Предназначена моя мастерская в основном для деревообработки, но я могу выполнять здесь и другие работы.

Планировка

Размеры мастерской: 3 х 7 м. Безусловно, для раскройки больших листов и обработки длинных материалов здесь места нет, и я этим занимаюсь в гараже либо во дворе. Но для большинства остальных работ места вполне достаточно, а главное – здесь тепло, светло, сухо и уютно круглый год. Так как мастерскую пришлось оборудовать в уже имеющемся помещении, то и планировку подгонял по месту.

Мастерская имеет два входа – из коридора на улицу и из жилых помещений. Это очень удобно, так как минимизирует хождение при работах как во дворе, так и в доме.

Первоначально в связи с капитальным ремонтом дома в мастерской было много работ по сварке и резке металла, поэтому стены я обшил листами ЦСП, развёл электропроводку и оборудовал вытяжку. Затем сварил каркасы верстаков (они все объединены в одну большую жёсткую конструкцию) и залил пол бетоном, но предварительно в незанятых столами местах уложил трубы для водяного тёплого пола. Со временем, увлекшись деревообработкой, сварку и работу с болгаркой я перенёс в гараж, а верстак для металлообработки постепенно занял деревообрабатывающими станками.


Так как инструменты в мастерской потребляют много электроэнергии, к качеству электропроводки постарался подойти ответственно. В мастерскую завёл от главного электрощита два кабеля на маленький щиток. Один – сечением 2 x 6 мм специально для сварочного аппарата, второй – сечением 2 х 3 мм для остальных потребителей. Дальше разводку вёл уже кабелем 3 х 2 мм к розеткам и 3 x 1,5 мм – для освещения. Наверное, лучше было сечение проводов заложить с большим запасом. Но на момент начала работы трудно было предположить сегодняшнее обилие электроинструмента.

– При входе в мастерскую стоит циркулярный станок. Расположен он так, что если нужно пилить длинную доску, то подавать её можно прямо через дверь из коридора.

Сечение проводов для розеток может показаться не очень большим, но в моей мастерской я работаю почти всегда один – и одновременно много оборудования не использую. А так как сварочные работы я теперь в мастерской не провожу, то мощный ввод использую для подключения энергоёмкого оборудования.

Перед бетонированием полов с помощью трёх штырей по 1 м соорудил контур заземления. Каркасы верстаков – металлические, их ножки зарыты в землю и тоже соединены с заземлением.

– К столу циркулярного станка добавлен фрезер. Для регулировки вылета фрезы изобрел самодельный лифт. Он очень простой, но удобный и точный.
– Слева от станка на стене – полочка для фрез. Их коллекция у меня не очень большая, но постоянно растёт.

Я расположил несколько блоков по 2-U розетки по всему периметру мастерской. Многое из оборудования подключено постоянно, но всегда есть свободные розетки для лёгкого инструмента.

Основное освещение мастерской состоит из четырёх потолочных светильников дневного света по 2 лампы по 36 Вт каждая. Есть ещё дополнительная лампа над столом с компьютером и лампа на ленточной пиле.

Сбор пыли

В моей мастерской сбор пыли организован на базе мощного бытового пылесоса. По всей мастерской я провёл воздуховод, подключённый к этому пылесосу через самодельный фильтр циклон. Подключить инструмент к воздуховоду можно практически в любой точке мастерской. Работает система хорошо, но есть желание заменить пылесос на что-то более мощное – и тогда можно будет увеличить диаметр труб разводки от него.

Оборудование


Так как места в мастерской всё-таки не очень много, приходится использовать всё свободное пространство. Большие доски и листовые материалы храню в коридоре подвала и гараже. Там же их крою и обрабатываю рейсмусом.

Основная часть инструмента у меня расположена на стендах. Как-то я увидел подобные стенды на иностранных сайтах и заболел: такие же хочу! Всего стендов в мастерской – пять, и я их разделил по назначению инструментов. Для каждого инструмента вырезал индивидуальный крепёж и определил конкретное место – так все инструменты на виду и всегда под рукой.

В качестве материала для стендов использовал старую 10-мм фанеру, которую сверху закрыл ламинатом для пола. Над стендами – небольшие полочки для мелочей. Выполнены из фанеры толщиной 12 мм.

– Самодельный шлифовальный станок был рассчитан на обработку узкими шлифовальными лентами и кругами диаметром 125 мм. Станок очень востребован при работе с маленькими заготовками. Под верстаком расположены полки и ящики.
– Вдоль левой стены идёт узкий металлический верстак. Здесь разместились мой самодельный шлифовальный станок и токарный по дереву. Над верстаком расположены стенды с ходовым инструментом.

– Почти всю правую часть мастерской занимает верстак, обшитый деревом,- это моё основное рабочее место. Над ним расположен ещё один стенд для инструмента по разметке, выше которого – небольшие полки.

– Рядом с верстаком стоит шлифовальный станок, который редко простаивает. Под ним ящик для сбора обрезков. Над станком ещё один стенд – для струбцин.
– Правее – моя самодельная ленточная пила. В углу стационарно установлен пылесос с самодельным циклоном.

Предисловие

Мастерская – идеальное место для реализации собственного творческого потенциала и выполнения работ, связанных с изготовлением, починкой чего-нибудь “для души”, а также направленных на благоустройство и улучшение условий жизни и отдыха. Только здесь можно развернуться в полной мере и создать именно ту рабочую обстановку, которая устраивает во всех отношениях. С нашими рекомендациями вы можете сделать своими руками мастерскую и оснастить ее всеми необходимыми инструментами и оборудованием.

1

Лучше построить мастерскую заново, причем как отдельное сооружение, а не пристройку к имеющимся на участке строениям. Конечно, можно выделить угол или помещение в доме. Но в этом случае нельзя рассчитывать на комфорт проживающих в нем и отсутствие с их стороны упреков за шум во время работ в мастерской и невольно переносимый в жилые комнаты мусор. К тому же в доме вряд ли найдется достаточно места, чтобы разместить все необходимое: инструменты, верстак, станки и прочее. А работать придется в весьма стесненных условиях, когда никакой речи не может быть не только о комфорте и удобстве, но даже об элементарных правилах безопасности.

Хотя и считается, что минимальная достаточная площадь под мастерскую 5–6,5 м 2 , что наверняка можно обеспечить в доме, этого недостаточно. Что такое 6 м 2 ? Это каморка или угол размером 2×3 м. Такое пространство сгодится только разве под фотолабораторию либо для радиолюбителя.

Когда предполагается сделать слесарную или , то 6 м 2 – это почти все равно что ничего. Если даже удастся втиснуть сколько-нибудь полезное и серьезное оборудование в пространство, оставшееся после размещения верстака и самого необходимого для любой мастерской, то работать будет практически невозможно из-за тесноты, во всяком случае с крупными и длинными деталями. Опять же, где хранить в готовые изделия, заготовки, пиломатериал?

Столярная мастерская своими руками

Гараж – тоже не вариант. Придется каждый раз выгонять машину, чтобы не повредить ее во время работ. Зимой из-за этого в гаражной мастерской будет трудновато и весьма энергозатратно поддерживать комфортную для работы температуру. Кроме того, придется пожертвовать частью пространства под автомобильные запчасти, инструмент.

Переоборудовать подходящий по размерам сарай под мастерскую – вариант, но сомнительный. Для мастерской нужны нормальные окна и двери, утепление, отопление, свет, вентиляция и желательно вода. Этого наверняка в сарае нет и придется делать. Сам он может быть размещен в неудачном для мастерской месте. В сарае может потребоваться перепланировка или создание отдельных помещений, если их нет. Это как раз тот случай, про который говорят – проще сломать и заново построить.

Кроме того, у мастерской должен быть основательный фундамент, а именно – плитный. Особенно если в ней будут установлены напольные станки. И особенно если они для слесарной мастерской. Часто приобретают списанное и просто старое оборудование, в том числе еще советских времен. Оно тяжелое, громоздкое и создает при работе приличную вибрацию. В любом случае мастерская то место, где нагрузка на пол очень высока. Неизбежны падения тяжелых предметов, работа может сопровождаться ударами чего-нибудь (например, молотка либо кувалды) по чему-нибудь (детали или заготовке), что отдается в пол. По последнему, бывает, приходится что-то волочить. И даже самый небольшой настольный станок хоть немного, но вибрирует, тем самым внося свою лепту в процесс разрушения основания помещения.

Плитный фундамент еще может быть в гараже, но в сарае вряд ли и маловероятно, что в доме. Если мастерскую размещать на втором этаже жилого строения, чердаке или в мансарде, то там тоже не у всех построек достаточно прочный и крепкий пол.

2

Место на участке для мастерской желательно подобрать на открытом пространстве, чтобы на нее не падала тень от деревьев либо других построек. За счет этого зимой возможна небольшая экономия на отоплении или просто будет потеплее работать, так как в погожие дни солнце поможет с обогревом. А круглый год в светлое время суток не понадобится включать осветительные приборы или можно будет использовать их минимально, так как будет достаточно хорошее естественное освещение, которое, кстати, лучше для глаз. Кроме того, это позволит сэкономить на электроэнергии.

Мастерскую по возможности следует строить подальше от дома и построек с домашними животными, так как даже если в ней не предполагается размещать слишком шумное оборудование, все равно практически любая работа будет сопровождаться далеко не самыми приятными для любого слуха звуками. Правда, чем дальше от дома, тем, как правило, протяженнее получаются подводимые коммуникации (электричество, отопление и водопровод), а это дополнительные затраты.

Место под строительство мастерской

Также рекомендуется, чтобы мастерская не была в низине. Там, как правило, скапливается дождевая и от растаявшего снега вода. Если даже мастерскую не будет подтапливать, то и избыточная влажность станет серьезным испытанием для самой постройки, инструментов станков и подведенных коммуникаций. Все это будет быстрее приходить в негодность. Не исключены даже аварийные ситуации, например, короткие замыкания проводки или в оборудовании. Можно, конечно, предпринять защитные меры против подтоплений и влажности. Сооружая своими руками мастерскую, сделать фундамент более высоким и с гидроизоляцией, предусмотреть по возможности водоотвод от него, позаботиться об усилении влагоизоляции всего сооружения и тому подобное. Однако все это потребует дополнительных финансовых затрат, а также усилий и времени на обустройство.

Желательно, чтобы на выбранном месте был удобный доступ к мастерской в любое время года. Чтобы зимой ее сильно не заметало, иначе придется приложить немало усилий на периодическую расчистку дорожки и подступа к входным дверям, а весной – значительно больший объем снега откидать от стен для предотвращения их подтопления. И, наконец, если на участке имеются места, которые совсем не подходят либо малопригодны для выращивания любых растений, то рекомендуется под мастерскую выбрать одно из них.

3

Прежде чем приступать к разработке проекта, надо сначала определиться, какие работы предполагается выполнять в мастерской: только столярные либо слесарные, а может быть, те и другие. Лучше всего составить полный список всех видов работ. Рекомендуется также подумать о возможном пополнении этого перечня в перспективе. Может быть через месяц или полгода появится желание сделать своими руками такое изделие, при изготовлении которого потребуется выполнить операцию, ранее не предусмотренную.

На основании списка видов работ составляем уже 2 других перечня – для требуемого основного и вспомогательного . В них надо включить все, что должно будет находиться внутри постройки. (от отвертки и кувалды до дрели и болгарки), метизы, крепеж, вспомогательную оснастку, мелкие и небольшие заготовки, готовые изделия и тому подобное, а также порошковый огнетушитель и аптечку группируем в первый список, который может быть приблизительным и не очень подробным. Решаем как все это добро будем размещать и хранить. В зависимости от размеров и частоты использования то или иное оснащение из этого списка можно поместить: в шкафы, на стеллажи и полки, повесить на крючья, закрепленные на стене.

Второй перечень должен включать:

  • Верстак. Если в мастерской предполагается выполнять и слесарные, и столярные работы, то два верстака. Слесарный и столярный отличаются друг от друга.
  • Все необходимые станки.
  • Оборудование, которое, возможно, потребуется установить в перспективе.
  • Пылесос, лучше специальный строительный – для уборки мусора.
  • Отопительные приборы. Лучше, чтобы это были обычные батареи, подключенные к центральной или отопительной системе дома, особенно если планируется построить деревянную мастерскую. Электрические приборы будут потреблять много электроэнергии, а некоторые виды из них пожароопасны (электрокамины, например). Различного типа печи, в том числе длительного горения тоже рекомендуется использовать только в каменных постройках (бетонных, из кирпича, блоков, панелей).
  • Ящик с песком (на случай возгорания проводки или оборудования).
  • Умывальник.
  • Емкость с водой.
  • Вешалка для спецодежды.
  • Стул.
  • Оборудование в мастерской

    Добавляем к этому списку образовавшееся дополнительное оснащение мастерской: шкафы и стеллажи. Полки и крюки можно не учитывать – для них на стене всегда найдется подходящее место.

    Теперь надо решить, будут ли использоваться для работы крупногабаритные и длинные материалы (например, доски, брус либо уголок, пруток и так далее), заготовки и стоит ли выделять в мастерской под них место. Рекомендуется предусмотреть для них отдельный стеллаж или, хотя бы для начала, отдельную зону шириной 0,5–1 м и длиной не менее 6 м.
    Иначе они потом будут мешаться под ногами во время работы, либо их придется оставлять на улице, если больше не найдется куда на время пристроить (в сарай, например). Под открытым небом металл будет ржаветь, дерево сперва пропитается влагой, а потом рано или поздно начнет гнить.

    Стеллаж или место для хранения материалов и заготовок тоже добавляем ко второму списку оборудования и оснащения. Этот подробный перечень позволит точно определить размеры мастерской.

    4

    Вот теперь можно переходить непосредственно к самому проектированию. Его результатом необязательно должен стать комплект выполненных по всем правилам чертежей, достаточно сделать своими руками несколько эскизов без соблюдения масштаба. Главное, чтобы они были как можно более подробными. На эскизах надо нарисовать все элементы постройки, включая небольшие и мелкие детали. И, разумеется, на них должны быть указаны все размеры – внешние и внутренние мастерской, а также ее элементов. Несколько эскизов необходимы по той причине, что на одном и даже двух невозможно во всех проекциях и подробностях отобразить конструкции постройки, да еще и ее элементов.

    Начинаем проектирование с расчета площади, необходимой для размещения всего оборудования и оснащения мастерской, перечисленного во втором списке (правила составления в предыдущей главе).

    Простой, быстрый, но в то же время весьма неточный способ вычисления состоит в умножении суммы площадей всех размещаемых в мастерской объектов на приблизительный коэффициент 1,5–2. Считается, что этот метод должен обеспечить необходимое свободное пространство для работы и передвижения между расставленным в уже построенной мастерской оборудованием. Однако на деле такой подход может вызвать множество сложностей, особенно если размещаемых объектов много и у них сильно отличаются или большие габариты. Скорее всего при расстановке оборудования придется неоднократно все переставлять заново, при этом что-то вынося обратно на улицу, а потом вновь затаскивая в мастерскую. И не факт, что в результате таких длительных мытарств все получится идеально – будет везде удобно перемещаться и работать.

    Расчет площади помещения под мастерскую

    Чтобы точно определить не только площадь, но и внутренние размеры мастерской (длину и ширину), необходимо сделать своими руками схему расстановки всех размещаемых объектов. Ее составление лучше всего выполнить с помощью двух листов миллиметровой бумаги. Из одного вырезаем в масштабе 1:20 (или другом, но чтобы было кратно 10) прямоугольники и квадратики габаритов расставляемых объектов. Подписываем их в соответствии с тем, к какому оборудованию или оснащению они относятся. На втором листе миллиметровки все это раскладываем, стараясь скомпоновать в границах прямоугольного или квадратного периметра. Учитываем пространство и зазоры между объектами, которые требуются для удобного и свободного выполнения работ, а также собственного и перемещения инструментов, материалов и прочего.

    Не забываем, что эта расстановка выполняется в выбранном для оборудования масштабе – надо периодически расстояния на бумаге переводить в реальные, чтобы не допустить ошибку. Рекомендуется следующий порядок проектирования этим способом. Сначала проводим на бумаге 2 перпендикулярные линии. Это будут 2 стены и угол будущего помещения мастерской. Отмечаем на одной из линий входную дверь. Указываем ее ширину. Она должна быть не меньше стандартной или равняться ширине самого большого станка (оборудования) либо его самой крупной детали, если его придется заносить по частям в разобранном виде. Теперь относительно и начиная от имеющихся угла и двери расставляем на бумаге все оснащение мастерской. К каждому станку и рабочему месту должен быть обеспечен беспрепятственный доступ со всех сторон, которые предусмотрены выполняемыми на них операциями. В завершение дорисовываем оставшиеся 2 стены.

    Указываем, где будут находиться окна. Их лучше расположить в восточных и/или восточных стенах. И света больше, и зимой теплее. Затем, если схема расстановки составлялась на миллиметровой бумаге, замеряем на ней все размеры (включая расстояния между оборудованием). Переводим их согласно выбранному масштабу в реальные значения, которые и указываем в соответствующих местах на схеме. Если схема составлялась на обычной бумаге, желаемые размеры указываем в процессе ее разработки.

    5

    В мастерской рекомендуется сделать 2 помещения. Одно – рабочее, где будет стоять все оборудование и оснащение. Второе – небольшое подсобное и отделяющее первое от улицы. Наличие этого помещения зимой предотвратит понижение температуры во время открывания входной двери при входе и выходе в самой мастерской и сделает ее более теплой. Это же позволит немного экономить на отоплении.

    В подсобке следует разместить вешалку для спецодежды, умывальник, один отопительный прибор и может быть даже шкафчики для заготовок, готовых изделий, редко используемых инструментов и еще чего-то подобного. Не помешает здесь также небольшой столик со всеми атрибутами для чаепития и топчан, чтобы не отвлекаться надолго от работы и не носить грязь в дом, делая короткие перекусы или перекуры.

    Дверь с улицы в подсобку должна находиться напротив входа в саму мастерскую. Иначе будет трудно или невозможно занести длинные материалы (доски, пруток и так далее). Размеры подсобки определяются составлением на бумаге схемы размещения ее обстановки. Обе схемы – для подсобного помещения и самой мастерской – делаем на одном листе.

    Схемы размещения обстановки в мастерском помещении

    Если стеллаж или место для хранения длинномерных заготовок и материалов решено было разместить внутри мастерской, то они должны располагаться напротив ее входной двери. Оборудование, предназначенное для распиливания и раскроя, должно располагаться тут же поблизости. То есть рядом со стеллажом для материалов, чтобы заготовки не надо было для первоначальной обработки переносить на другой конец мастерской.

    После составления схемы размещения оборудования в мастерской и определения ее площади делаем проект (эскизы) постройки. Для определения внешних размеров к внутренним прибавляем толщину предполагаемых стен. Высоту потолков и тип кровли выбираем по собственному усмотрению, чтобы это было по карману, удобно для работы и можно было сделать своими руками.

    Мастерская должна быть оборудована вентиляцией. Лучше, если она будет принудительная (а не обычная приточно-вытяжная) и от каждого рабочего места, особенно если предполагаются работы с деревом. Сделать ее можно такой же, как и . Прорисовываем все элементы этого оборудования мастерской на эскизах и указываем его размеры и параметры.

    В завершение показываем на проекте размещение приборов освещения (общего и локального для каждого рабочего места), разводку электропроводки и заземления. К каждому оборудованию должна быть подведена отдельная розетка. Заземлять необходимо все станки и розетки. Затем указываем на эскизах каким способом и с какой стороны в мастерскую заводятся все коммуникации (электроэнергия, отопление и водопровод).

    6

    В выбранном месте делаем разметку по периметру будущей мастерской. Выкапываем котлован глубиной 60–80 см под плитный фундамент. Ставим по его периметру опалубку. На дно засыпаем гравийно-песчаную подушку. Трамбуем ее, после чего толщина подсыпки должна составить не меньше 15–20 см. Затем желательно сделать армирование будущего фундамента. Для этого используем арматурные сетку либо прутья, первый ряд которых укладываем на дно, а второй – крепим выше на 20–30 см к опалубке. Затем заливаем бетон. Фундамент должен получиться выступающим над поверхностью почвы минимум на 15–20 см.

    Когда предполагается установка громоздких и/или тяжелых станков, требующих жесткой фиксации к полу, то под них следует в фундаменте сразу, пока еще не затвердел бетон, установить в соответствующих местах согласно схеме расстановки оборудования шпильки с резьбой либо другой стальной крепеж. После полного затвердевания бетона эти станки можно установить и закрепить, если есть опасения, что занести в построенную мастерскую их будет невозможно или проблематично. Затем до конца строительства это оборудование надо как следует накрыть брезентом либо полиэтиленовой пленкой.

    Если решено сделать мастерскую деревянной, то лучше всего, чтобы она была каркасной из брусьев и досок. Строение получится теплым, а возводить и проводить дальнейшие его оборудование и отделку будет достаточно просто. Но в этом случае в местах установки стоек каркаса необходимо в бетон фундамента сразу после его заливки вставить шпильки с резьбой либо арматурные прутья. После полного затвердевания бетона строим мастерскую согласно проекту так же, как и . Если решено сделать своими руками каменную мастерскую (из блоков либо кирпича), то возводим ее, как и .

    Каркасная мастерская из брусьев и досок

    Затем обустраиваем пол. Его можно сделать многослойным. Засыпаем на фундамент слой песка толщиной 3–5 см. Затем укладываем толь, а сверху – дощатый настил. Другой вариант – вместо досок использовать бетон. Перед его заливкой на толь укладываем арматурную сетку, а после тщательно выравниваем поверхность пола. Такой основе не страшны падения на нее тяжелых предметов и она надежно защитит фундамент от подобного разрушающего воздействия, особенно в слесарной мастерской. Правда, в последней желательно все-таки еще поверх пола уложить листы резины либо транспортерную ленту. Они защитят основу от масла и иных активных веществ.

    После этого, если мастерская деревянная, желательно внутри ее провести огнезащитную обработку всей древесины специальными составами. Затем заводим в мастерскую коммуникации и делаем их внутреннюю разводку. Все кабели и провода выбираем с сечением, соответствующем токовой нагрузке на них. В деревянной мастерской прокладываем их в металлических трубках либо коробах, чтобы обезопасить строение от возгорания в случае короткого замыкания. При необходимости крепим внутри постройки на стены потолок и двери звукоизоляционные материалы.

    Затем заносим в мастерскую и расставляем, монтируем все оборудование и оснащение по своим местам. Что нужно подсоединяем, подключаем. Потом уже проводим мероприятия, завершающие .

    Многие хозяева предпочитают и любят реализовывать собственные идеи по дому или просто что-то чинить либо мастерить своими руками. Идеальные условия для таких работ можно создать только в домашней мастерской. В ней должно быть правильно организовано пространство, подобраны и размещены инструменты, станки, другое необходимое оборудование.

    1

    Даже самая маленькая домашняя мастерская требует определенного пространства – минимум 3–5 м 2 площади. Идеальный вариант, когда она располагается в отдельном помещении. Последнее обусловлено не только более высоким уровнем комфорта творческого процесса, когда никто и ничто не отвлекает, но и тем, что некоторые станки или иное оборудование, которое устанавливают в мастерской, сильно пылят и шумят.

    Редко удается создать выше указанные условия и обустроить домашнюю мастерскую в квартире. Зато подбор приемлемого места для нее на территории частного участка или коттеджа не вызовет практически никаких проблем. В доме под мастерскую можно отвести часть чердака, цокольного этажа, гаража, кладовой , а при достаточном количестве комнат – одно отдельное помещение. Желательно, чтобы в этом случае занимаемая площадь составляла не менее 6,5 м 2 .

    Можно также построить специальное сооружение или сделать пристройку к коттеджу, как на фото. В этом случае рекомендуемые размеры помещения под мастерскую: минимальные длина и ширина соответственно – 4,2 м и 2,4 м; максимальная высота – 2,2 м.

    Выбирая место или проектируя будущую постройку под мастерскую, сначала необходимо определиться:

    • с видом работ, которые будут в ней выполняться;
    • с основным оборудованием и инструментом, которые потребуется в ней установить: верстак, шкафчики, станки и тому подобное.

    Затем следует просчитать, какая площадь потребуется для размещения оборудования и проведения тех или иных работ. Чтобы избежать ошибок в расчетах, рекомендуется набросать схему расстановки верстаков, шкафов, станков и так далее. При ее составлении следует учитывать зазоры и пространство между оборудованием, которые необходимы для свободного проведения работ и перемещения инструментов. Более простой и грубый подсчет состоит в умножении суммарной площади, требуемой для оборудования, на коэффициент 1,5–2.

    При определении площади мастерской важно также продумать, где и как будут храниться различные материалы (доски, заготовки, крепеж и так далее). Если непосредственно в мастерской, то к рабочей зоне прибавляют необходимое для складирования пространство. Выбирая место или возводя своими руками отдельное строение под мастерскую, следует помнить, что помещение для нее должно быть сухим, теплым и комфортным наравне с жилыми комнатами
    . Только в этом случае работа в ней станет максимально плодотворной и будет приносить удовольствие.

    2

    Обустраивая своими руками рабочую зону (как на фото) в сарае, неотапливаемом чердаке, гараже или на балконе, следует позаботиться о ее обогреве. Наиболее простой вариант – установка электрического обогревателя: тепловентилятора, конвектора или масляного радиатора. Однако эти приборы не способны обеспечить поддержание постоянного микроклимата и потребляют много электрической энергии. Поэтому есть смысл сделать своими руками утепление и влагоизоляцию помещения.

    В частном коттедже для обогрева пристройки, отдельного строения или помещения под мастерскую можно подключиться к домашней отопительной системе. При обустройстве домашней мастерской своими руками важно продумать создание качественного освещения. Оно будет влиять не только на удобство проведения работ, но и на их безопасность. Больше всего должны быть освещены рабочие зоны. При этом предпочтение следует отдавать рассеянным источникам света, не дающим резких теней, дабы не искажалось восприятие пропорций и размеров.

    Также необходимо заранее подсчитать примерную суммарную мощность потребления всех приборов и устройств мастерской (включая станки, обогреватели, вентиляторы и освещение), чтобы не перегрузить существующую проводку или правильно выбрать подводящие кабели и провода нужного сечения при прокладке своими руками новой разводки. Домашняя мастерская должна хорошо проветриваться, а для проведения некоторых видов работ иметь принудительную вентиляцию и/или вытяжку. Для снижения за пределами мастерской создаваемого во время работ шума необходимо сделать звукоизоляцию выбранного под нее помещения.

    Чтобы не допустить образования чрезмерной запыленности, нужно мощным пылесосом, желательно специально предназначенным для ремонтных работ. Для уборки мусора и пыли с поверхностей понадобится ветошь. Для сбора различного твердого и острого мусора (гнутых деталей и гвоздей, осколков стекла, пустых банок и тому подобного) следует предусмотреть наличие металлического ведра.

    Очень важно в мастерской предусмотреть меры по обеспечению безопасности проведения работ. В помещении для нее не должно быть открытых источников огня и устройств, которые могут привести к их образованию (электрокамина и прочих). В мастерской должен быть огнетушитель, потому что во время некоторых работ возникает разбрызгивание, искрение раскаленного металла, которые могут стать причиной возгорания. Кроме огнетушителя, можно приобрести специальное одеяло или брезент для тушения.

    3

    Главное – верстак. Он бывает столярный или слесарный. Первый больше ориентирован для работ с деревом, второй – с металлом. Если иметь дело придется с обоими материалами, то, скорее всего, понадобится 2 стола. В любом случае следует учитывать, что у слесарного верстака размеры меньше, чем у столярного. Его ширина обычно составляет 0,5–1 м при длине 1–1,5 м.

    У столярного верстака ширина чуть меньше, но длина может достигать 2,5 м. Высота обоих рабочих столов подбирается по росту мастера. Когда она недостаточна, сооружают своими руками небольшой фундамент. Если этого не сделать, то во время работы будет быстро наступать утомляемость – в лучшем случае. А в худшем – неправильная высота верстака может послужить причиной получения серьезных травм.

    Столярный верстак при желании можно сделать самому (например таким, как на фото). При этом обязательно от стола надо добиться устойчивости и массивности (не менее 100 кг).

    В случае необходимости верстак дополнительно фиксируют к полу. Толщина его крышки должна быть не меньше 40–100 мм. Важным оснащением любого верстака являются тиски. Желательно, чтобы их было несколько: с различной величиной развода прижимающих губок и разных размеров. В дополнение к верстаку надо предусмотреть мощный табурет. Если площадь мастерской мала, то вместо верстака можно установить верстачную доску.

    Во время работы за верстаком в поле досягаемости должны находиться инструменты, которые нужны чаще всего. Лучше всего их разместить на полочках сбоку или сверху от стола, как на фото. Для редко используемой оснастки и приспособлений следует установить специальные ящики и/или шкафчики. В них также можно хранить различные расходные материалы: клей, растворитель, шурупы и прочее.

    В мастерской может дополнительно понадобиться ручной электроинструмент и иное оборудование. При подборе станков следует учитывать, что некоторые из них могут выполнять ряд функций ручных устройств. Помня об этом, можно избежать загромождения мастерской лишним оборудованием и приспособлениями. Подбирая станки и инструмент, следует брать бытовые модели, работающие от обычной сети 220 В.

    Набор может достаточно широко варьироваться. В любом случае существует минимально требуемый комплект, включающий молотки, отвертки, пассатижи, кусачки, измерительные инструменты и так далее. Обязательно должен быть штангенциркуль – только с его помощью можно точно измерить диаметр сверл, глубину отверстий или пазов, толщину заготовок и многое другое.

    Столярный инструмент для домашней или профессиональной мастерской – один из самых важных атрибутов столяра. В данной статье Мы более подробно рассмотрим, какой инструмент и оборудование необходимо для полноценной и высококачественной работы столяра.

    На сегодняшний день все больше народных умельцев мечтают создать в собственном доме, гараже или другом помещении небольшую столярную мастерскую. Как правило, большая часть хозяйственных мужчин располагают шуруповертом, электролобзиком и даже циркуляционной пилой. Однако для полноценной работы столяра, вышеописанного инструмента не достаточно.

    Основной инструмент для столярной мастерской

    Вам понадобиться большое количество полок для хранения инструмента, оборудования и мелких насадок для станков.

    Рекомендация.
    Покупать столярный инструмент и оборудование лучше всего стоит в средней ценовой категории. Дешевые лучше не рассматривать, в виду качества сборки и надежности, а профессиональный инструмент из-за его дороговизны и ненадобности для бытовых и полу-профессиональных задач.

    Рейсмус – лучший помощник столяра

    Рейсмус – электрорубанок, который закреплен стационарно на станине. Данный станок позволяет обстругивать доски по строго заданной толщине. Покупая простую необработанную доску, Мы с помощью рейсмуса можем превратить ее в красивое готовое изделие.

    Погружная циркуляционная пила с шиной

    Данное оборудование предоставляет возможность быстро и красиво кроить листовой материал. Данная пила позволяет заменить форматно-раскроечный профессиональный станок. Погружная циркуляционная пила с шиной является мене производительной, но не менее точным столярным инструментом.

    Ленточно-пильный станок

    Данное оборудование является не столь незаменимым, сколько удобным для создания криволинейных резов, выпиливать необычные узоры и формы на заготовках. Также стоит отметить, что данный ленточно-пильный станок является по цене весьма доступным для человека со среднестатистическим доходом.

    Торцовочная пила

    Торцовочная пила используется для большинства столярных задач:

    • подгонка заготовок по размеру;
    • обрезка сучков, неровностей на заготовках;
    • обработка торцов заготовок.

    Для работы с торцовочной пилой нам понадобиться специальный промышленный пылесос, который подключается к станку, позволяя отсасывать всею пыльную стружку. Так как в процессе интенсивной эксплуатации вырабатывается очень много деревянных опилок и пыли.

    Стружка-отсос – лучший друг столяра

    Когда в мастерской установлено несколько станков, то появляется необходимость в приобретении стружка-отсоса. Так как в процессе эксплуатации столярное оборудование производит очень много опилок и древесной пыли. Конструкция стружка-отсоса слишком простая – двигатель и крыльчатка с резервуаром, что сказывается на его доступной стоимости. Именно по этой причине, можно купить самый простой стружка-отсос.

    Фуганок – создаст идеально ровную поверхность

    В первую очередь при покупке фуганка стоит обратить внимание на такие важные параметры как:

    • ширина строгания;
    • длина рабочего стола.

    Стоит отметить, что длиннее рабочий стол, тем более точнее, получаются обработанные заготовки. Фуганок позволяет создать ровную плоскость деревянной заготовки.

    Шлифовальная машинка

    Если взять шлифовальную машинку и прикрепить ее к столярному столу при помощи струбцин, то Мы получаем полноценный шлифовальный станок. При помощи шлифовального станка можно создать гладкую поверхность, убрать заусеницы на деревянных заготовках. Для крепления струбцин, шлифовальная машинка должна иметь специальные отверстия, как показано на фото внизу.

    При помощи ручного фрезера можно выполнять ряд столярных операций.

    • Выполнение отверстий в заготовках;
    • Очистка заготовок от сучков, неровностей;
    • Изготовление кромок и выступов.

    Чтобы расширить функциональность ручного фрезера можно сделать самостоятельно небольшую столярную станину, как показано на фото внизу.

    В качестве основы стола взята металлическая 6 мм пластина, к которой будет фиксироваться ручной фрезер. Металлическая пластина прикреплена к столешнице из листа ДСП. Параллельно монтируется боковой упор, который сделан из куска старой половой доски. Остальная конструкция стола сделана из обрезков, которые были в мастерской. Подвижная каретка была взята со старой циркулярной пилы. К параллельному упору смонтирована специальная коробочка с переходником для подключения пылесоса.

    Для регулировки параллельного упора предусмотрены фиксирующие барашки на резьбе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *