Нарисуй схему смены дня и ночи. Смена дня и ночи – сказочное объяснение природного явления

Различные древние народы, будь то египтяне, греки или римляне, пытались объяснять все происходящие вокруг них явления, так до наших времен дошло сказочное объяснение смены дня и ночи. Легенды разных народностей в целом схожи.

Смена дня и ночи: сказочное объяснение

Со словами «солнце взошло» или «солнце село» мы начинаем или заканчиваем очередной день в жизни. Наши предки наделяли рассветы и закаты большой силой. Эти явления имели сакральное значение для наших прародителей.

И действительно во время закатов и рассветов проводили различные ритуалы и обряды как церковные, так и магические. Отсюда «выросло» сказочное объяснение смены дня и ночи. Фото заката или рассвета имеет каждый пользователь социальных сетей. Сегодня современный человек в этих явлениях не разбирается и не знает сакрального значения.

Древнегреческий миф

У древних греков смена дня и ночи сказочное объяснение имеет. Было у титана Гипериона трое детей: Селена, Эос и Гелиос. Сияющая холодным светом Селена была богиней Луны. На ее голове был расположен серп-месяц. По ночной дороге она едет на колеснице, которая запряжена быками. Съезжает с этой дороги Селена, когда меркнут ее дети-звезды и мраморные колонны окрашиваются в розовый свет.

Эос – богиня утренней зари, объявляет о наступлении нового дня. Следом за Эос мчится с востока их брат Гелиос на сияющей золотой колеснице. Греки почитали его не меньше чем могущественного и верховного Зевса. Лучи Гелиоса проникали в самые дальние и темные уголки сквозь черные тучи. Их теплый свет пробуждал все живое. Благодаря лучам росли деревья и плоды. Гелиос – гроза всех преступников. Лучи этого бога ослепляют их. От таких лучей не скрыться и богам.

Все знает Гелиос о божественных «делишках». Именно он подсказал Деметре, что ее дочь Персефону похитил Аид в свое мрачное царство теней. Но наступает полдень, когда Гелиос достигает запада. К вечеру устают и краснеют кони Гелиоса и он сам. Бог направляется в свой дворец для отдыха, где отдыхает и божественная свита, а на дорогу выезжает колесница Селены… Такова греческая смена дня и ночи. Сказочное объяснение их схоже со славянским мифом.

Славянское видение дня и ночи

Представления о мире у древних славян-язычников было очень сложным и запутанным. Солнце и солнечный свет были для них различными понятиями. На каждый сезон у славян было отдельное «солнце» – Ярило, Купайло, Световит и Коляда. Само солнце они называли Хорос. Кстати, это слово означало «круг». Отсюда пошло и слово хоровод.

Как и у греков, славянское сказочное объяснение смены дня и ночи просто – Даждьбог (солнце – дающий бог) ехало на золотой колеснице по дневному небу, запряженной огненными крылатыми конями. Утренняя и вечерняя зори считались сестрами. Причем утренняя заря была супругой солнца. В праздновали славяне их свадьбу. Как и у греков, Солнце – всевидящее око, следившее за всем и каждым. Потому преступники действуют ночами и по сей день.

Древнеиндийское представление о появлении нового дня

Отличительна индийская легенда о смене дня и ночи. Сказочное объяснение гласит о том, что ночи не было. Появилась она благодаря одному трагическому случаю. Жили брат Яма и сестра Ями. Брат умер, а одинокой сестре ничего не оставалось делать, как бесконечно оплакивать несчастного брата. На все просьбы и увещевания успокоиться и прекратить лить слезы Ями только восклицала: «Но он же сегодня умер!» Боги узрели истину: чтобы успокоилась девушка, необходима ночь, только так придет новый день. Они сотворили ночь. Настало утро, Ями забыла о горе. А индусы стали говорить «череда дня и ночи».

Заключение

Еще долгие годы наши предки верили в эти мифы и легенды о сотворении дня и ночи, вплоть до Средневековья. Религию и мистические представления сменила наука. Николай Коперник 500 лет назад написал книгу о том, что наша планета вращается вокруг своей оси, проходя путь по орбите вокруг звезды Солнце. Так, по Копернику, происходила смена дня и ночи.

Сказочное объяснение было разрушено. А книга ученого была запрещена Папой Римским, так как противоречила христианской религии. Коперник прославился как создатель Название этой системы произошло от имени бога солнца Гелиоса, так, по теории Коперника, Солнце располагается в центре Вселенной. Польский астроном скончался от инсульта 24 мая 1543 года, ему было 73 года.

Картинка 1 из презентации «Смена дня и ночи»
к урокам астрономии на тему «Земля»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.
Чтобы бесплатно скачать картинку для урока астрономии,
щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Смена дня и ночи.ppt»
целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива – 192 КБ.

Скачать презентацию

Земля

«Форма и размеры Земли» – Градусная сеть и её элементы. С вращением Земли связана естественная единица измерения времени. Смена дня и ночи создает суточную ритмику живой и неживой природы. Выделяют четыре вида искажений на картах. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. Параллель 66,5° с. ш. является границей.

«Земля – наш космический дом» – Мантия. Летательный аппарат братьев Монгольфье. Место встречи. Воздушная оболочка Земли. Планета Земля. Место обитания человека. Земля – место обитания человека. Крейсер «Варяг». Механизм жизни. Часть населения Земли. Саратовский индустриальный техникум. Ант – 25. Человек дополняет природу. Земля.

«Земля, Солнце, Луна» – Земля и Луна. План. Движение Земли вокруг Солнца. Периоды обращения Луны. Покрытие Луны Землей. Покрытия светил Луной. Из-за удаленности Солнца его лучи практически параллельно падают. Видимое движение и фазы Луны. Орбита Луны и ее возмущения. Условия наступления затмений.

«Гипотезы о возникновении Земли» – Вырванная струя. Гипотеза Бюффона. Бесконечный творящий разум. Божественное возникновение Земли. Современные представления. Путешествие. Туманность. Расчеты. Древние времена. Теория Иммануила Канта. Теория Жоржа Бюффона. Наука. Пространство и материя. Удачных вам открытий. Теория Отто Юльевича Шмидта.

«Земля – планета Солнечной системы» – Катастрофическая гипотеза Бюффона. Законы Кеплера. Сведения о закономерностях строения. Солнце. Планета Земля. Звездные аналоги. Полярное сияние. Гипотеза Джинса. Строение Солнца. Протуберанец. Солнечная система состоит из центральной звезды. Закон Ньютона. Гипотезы происхождения Вселенной. Небулярная гипотеза Лапласа.

Утром растения распускаются, вечером бутоны закрываются. Вечер – заход солнца на западе неба и постепенно утихающие цвета заката. Разное время суток и выглядит и воспринимается по разному. Земля вращается вокруг своей оси за 24 часа. Каждая минута из 60 секунд. Сутки длятся ровно 24 часа. Условно, время суток делится на несколько частей:

Всего в теме
22 презентации



Назад
Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока:
урок изучения нового и первичного
закрепления новых знаний

Цели урока:

1-я линия развития – знакомство с целостной
картиной мира.

  • Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с
    вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь
    им разобраться с последовательностью событий в
    течение суток.

2-я линия развития – формирование оценочного
отношения к миру.

  • Научить оценивать свое время (умение составлять
    режим и следовать ему).

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с вращением Земли вокруг своей оси,
    как причиной смены дня и ночи.Актуализировать
    знания о явлениях природы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных операций
    мышления (сравнение, обобщение, умение делать
    выводы на основе полученной информации).
  • Развивать умения анализировать и находить пути
    решения поднимаемой проблемы.
  • Формировать основные компоненты УУД (умение
    ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

  • Содействовать познанию мира.
  • Формировать навыки самоанализа.

Минимум: к концу второго класса учащиеся
должны знать, что смена дня и ночи связана с
вращением Земли вокруг своей оси, различать утро,
день, вечер и ночь.

Минимакс: к концу урока школьнику могут
узнать об изменениях в природе в разное время
суток, научиться демонстрировать вращение Земли
вокруг своей оси.

Максимум: ученики могут получить
представление о том, что произойдет на Земле,
если она не будет вращаться вокруг совей оси,
представление о часовых поясах и о
продолжительности дня в разных широтах.

Технологии: информационная, развивающая,
проблемная (выбор оптимальной модели обучения
для данных конкретных условий).

Методы: словесные, наглядные, деятельностные,
практические (выполнение учащимися практических
действий)

Оборудование:

  • учебник 2 класс /А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,
    А.С.Раутин/+ тетрадь
  • глобус,
  • 4 флажка на двустороннем скотче.

Ход урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент

Начать наш урок я хочу
словами французского философа Жан-Жака Руссо:

“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами
приятно поразитесь, как много и хорошо умеете,
если будете постоянно работать над собой,
ставить новые цели и стремиться к их
достижению”.

Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в
правильности этого высказывания.

Актуализация знаний и постановка
проблемы (работа в группах)

Ребята,
вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Хорошо. Сейчас поработаем в группах. Напомните
правила работы в группе (работать дружно,
выслушивать мнение всех ребят.

Соедините стрелкой наблюдения жителей Земли и
объяснения этих наблюдений с помощью правил и
законов природы.

А теперь 1 представитель каждой группы озвучит
результаты работы (каждой группе озвучить один
из законов природы). Результаты высвечиваются на
слайде (рядом с последним явлением дети у доски
ставят вопрос и на слайде также появляется
вопрос).

Луна вращается вокруг Земли, Земля
вращается вокруг Солнца, Земля вращается вокруг
собственной оси.
– Подумайте, почему последний вопрос
вызвал у вас затруднения. Каких знаний нам не
хватает? (оформить на доске).

(Если соединят –
Объясните, докажите)

– Мы не знаем, почему происходит смена
дня и ночи.
– Чем мы будем заниматься на уроке? – Постараемся узнать какое движение
Земли вызывает возникновение дня и ночи на Земле.
– Какова тема нашего урока? – Смена дня и ночи на Земле.
Совместное “открытие”знаний

А
что же нам может помочь в открытии новых знаний?

Сегодня на уроке вы будете выступать в роли
исследователей. Мы проведем опыты, понаблюдаем,
проанализируем и сделаем выводы по теме урока.

– Учебник, учитель и т.д.
– Обратите внимание на слайд. Какое
движение совершает Земля?

Понаблюдаем за нашей
планетой, используя модели. (На демонстрационном
столе располагаются лампа и глобус)

– Земля вращается вокруг своей оси и
вокруг Солнца.
– Посмотрите внимательно, вся ли
поверхность Земли освещена одинаково?

Какое
время суток в той части Земли, где стоит
человечек? Что нужно сделать, чтобы на этой же
территории наступила ночь?

К какому выводу можно прийти? Почему
происходит смена дня и ночи?

Такие явления как день и ночь возникают в
результате движения Земли вокруг своей оси.

Физминутка.

Барбарики “Шарик”.

5. Практическая работа (в группах).

Еще раз напомните, благодаря чему происходит
смена дня и ночи?

Вращение Земли происходит против часовой
стрелки. Покажите сначала как двигаются стрелки
часов на модели. А теперь покажите движение
против часовой стрелки. Сейчас эти знания нам
потребуются для выполнения практической работы.

Благодаря вращению Земли вокруг
своей оси.

На ваших глобусах отмечены 4 точки с
помощью цветных человечков.

Поверните глобус
против часовой стрелки так, чтобы в том месте, где
находится красный человечек наступил день. Тогда
какое время суток будет в том месте, где стоит
синий человечек? (ночь) А какое же время суток
будет в тех точках, где находятся зелёный и
жёлтый человечки? Поскольку мы с вами
исследователи, проверим наши предположения
опытным путем.

– А что было бы, если бы Земля не
вращалась?
Если бы Земля не вращалась, то одна
сторона была бы всегда обращена к Солнцу. А
другая постоянно находилась в тени.
– Что в этот момент происходило бы на
стороне, обращенной к Солнцу?
Она бы получала много света и тепла. На
ней был бы долгий день.
– Что происходило бы на другой стороне? Здесь все находилось бы в тени, значит,
продолжалась бы долгая ночь.
– Какой вывод подтвердила наша
практическая работа? Сравним его с информацией в
учебнике на стр.52. Прочитайте текст внимательно,
и скажите, о чем мы с вами еще не говорили
– Смена дня и ночи связана с вращением
Земли вокруг своей оси.

Полный оборот Земля
совершает за 24 часа.

6. Самостоятельное применение знаний.

А теперь откройте рабочие тетради на стр.16 и
выполните задание № 1 каждый самостоятельно (1
ученик называет явления, которые происходят
днем, другой ученик называет явления, которые
происходят ночью) Проверка результатов работы на
слайде.

Вернемся к нашим заданиям, которые вызвали у
нас затруднения в начале урока.

Еще раз сделайте вывод, от чего происходит
смена дня и ночи.

7. Домашнее задание.

Откройте
дневники, запишем домашнее задание.

Р.Т. задание № 5 – для всех. Для тех, кто
чувствует в себе силы и имеет желание задание № 4
повышенного уровня.

8. Рефлексия.

Кому было интересно
на уроке?

Какие знаний были новыми?

Кто помог нам открыть новые знания?

Кому хочется сказать “спасибо”?

Урок окончен. Всем спасибо.

Конспект урока по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс

Тема:
«Смена дня и ночи.»
Цель:

– объяснить смену дня и ночи с вращением земли вокруг своей оси, последовательность событий в течении суток.
Оборудование
: Таблица «Солнечная система»,2 рисунка
изображающих день и ночь,теллурий,глобус,Незнайка,таблички-
вчера,сегодня,завтра,сутки 24 часа.

1. Организация детей на работу:

Мы продолжаем изучать окружающий нас мир.
Сегодня мы поговорим,об удивительном явлении на нашей планете,которое вы наблюдаете каждый день.Точнее в начале дня и в его конце.
Это явления мы будем наблюдать на всех планетах солнечной системы и даже на Луне.
НЕЗНАЙКА
Наш друг Незнайка изобазил это явление в двух рисунках:

Кто догадался, что он рисовал?
Сегодня мы должны выяснить,что происходит в нашей жизни и природе днем,а что ночью?
Мы должны выяснить почему происходит смена дня и ночи?

Так как на уроке мы будем говорить о многих предметах природы и предметах окружающих нас,то мы дожны с вами ВСПОМНИТЬ!очень важные правила и законы их жизни.
!Проверка знаний. Таблица «Солнечная система»

Какие небесные тела изображены на ней?(солнце,планеты)
Кто знает,как называется наука о небесных или космических телах?(астрономия)
А как называют ученых изучающих небесные тела?(астрономами)

Сейчас я узнаю,знаете ли вы,как называются все эти тела и предметы.

Задание от Лены и Миши:

Лена и Миша,которые увлекаются астрономией, прислали мне по почте конверт с заданием:
– С помощью какого прибора Лена изучает тела Солнечной системы?(телескоп)

-Какие тела входят в солнечную систему?(солнце,планеты,к ним относятся звёзды и Луна)

ВИКТОРИНА:

УГАДАЙ НЕБЕСНОЕ ТЕЛО ПО ЕГО ОПИСАНИЮ!
Я буду зачитывать описание небесного тела,а вы ребята отвечаете,поднимая руку.
1. Светятся сами и освещают планеты.Они очень большие небесные тела,вокруг них движутся планеты.Они имеют форму шара.(звёзды)

2. Это звезда.Оно светится и освещает планеты.(Солнце)

3. Сами не светятся,а освещаются солнцем и другой звездой.Они большие и движутся
Вокруг звёзд и солнца.Имеют форму шара.(планеты)

4. Планета освещена солнцем. Когда на одной стороне день,на другой ночь.(Земля)

5. Спутник Земли движущийся вокруг неё. (Луна)

ПОЕЗД

Сейчас представим поезд. Мы сели в поезд и посмотрели в окно.
Что же мы увидели?
Что все предметы вокруг движутся.На самом же деле движется поезд.Потому нам и кажется,то движутся дома,деревья,поля,луга и т.д.Это обман зрения.
ПТОЛЕМЕЙ

Он разработал свою систему мира,в центре которой поместил Землю.
Вокруг неподвижной шарообразной Земли по мнению Птолемея движутся: Луна,Солнце и 5 планет,а также сфера неподвижных звёзд.
Он как и мы сидящие в поезде,видел движется Солнце (утром встаёт, вечером заходит) движутся Луна и звезды.
На самом же деле движется сама Земля, вместе с Луной,вокруг Солнца.
Точно так же движутся предметы вокруг нашего поезда.
КОПЕРНИК

Николай Коперник создал правильную картину окружающего нас существующего нас мира. Он поместил в центре Солнце,вокруг которого движется Земля и другие планеты.
Давайте вспомним два небесных тела:
СОЛНЦЕ-освещающее нашу планету днем
ЛУНУ-освещающую нашу планету ночью

Чем они похожи?(освещают Землю)
– Каким светом светит Луна?(отраженным солнечным светом)
– Что такое Солнце?(звезда,которая светится и освещает планеты)
– Что такое Луна?(это естественный спутник Земли)
– Ребята, скажите, что я сейчас буду вам перечислять: Большая медведица, Малая медведица, Рак, Лебедь???(это созвездия)

ГЛОБУС

– Какую форму имеет наша планета Земля?
– Как она вращается? (вокруг Солнца)
– А ещё как? (вокруг своей оси)
Мы с вами ходим по земной поверхности,почему мы не падаем в космическое пространство?
Какая же сила удерживает нас на поверхности?
ЭТО СИЛА ЗЕМНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ.
ИСААК НЬЮТОН открыл закон Всемирного тяготения.

Земля притягивает нас, потому мы ходим, движемся, совершаем определённую работу.
Если на оторваться от земли и улететь в космас. Сила земного притяжения действовать прекращает и возникает состояние невесомости.
Космонавты испытывают невесомость в течении нескольких часов полёта.

Они используют специальные приспособления находясь в невесомости. Легкая одежда, пища в специальных тюбиках, все мелкие предметы на шнурках.
ТАБЛИЦА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Ребята, какое большое тело удерживает вблизи себя нашу планету?(Солнце)
– Какая сила не даёт нашей планете улететь в космическое пространство?(сила солнечного притяжения)
Вращение нашей планеты вокруг Солнца приводит к смене дня и ночи.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

-Что вы знаете об этих периодах суток?
-Наш друг незнайка опять запутался в словах-сегодня,завтра,вчера.
-Что они обозначают?
-Чем день отличается от ночи?-Какими красками можно их изобразить?
РАССКАЗ ПО ТЕЛУРИЮ

Наша Земля, как и все планеты вращается в космическом пространстве.
Земля вращается не только вокруг Солнца,но и вокруг воображаемой оси.
Лучи Солнца несут нам тепло и свет.
Когда Земля поворачивается к Солнцу той стороной,где мы живём,нам кажется,что
Солнце поднимается в небе, всходит. Солнечные лучи освещают нашу планету с одной стороны и у нас в это время стоит ДЕНЬ. Земля продолжает вращаться дальше и мы видим, что Солнце проходит по небу и начинает снижаться, а затем скрывается за горизонтом. Это Земля отворачивается при своем вращении от солнечных лучей. Солнце скрывается, становится темно, наступает НОЧЬ. А с другой стороны земного шара день.
Требуется 24 часа, т.е СУТКИ., чтобы Земля совершила полный оборот вокруг своей оси.
И от одного рассвета до другого проходит 24 часа.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
– Покажите на таблице,как вращается Земля вокруг Солнца?
(против часовой стрелки)
– Какое ещё движение она совершает?
(вокруг своей оси)
– Как называется время полного вращения вокруг оси?
(сутки)
– Чему равны сутки?
(24 часа)
– Что значит пословица? «ДЕНЬ И НОЧЬ,СУТКИ ПРОЧЬ.»
(сутки включают в себя и день,и ночь.)
– Вокруг какой оси вращается Земля? Настоящей или воображаемой?
– Сколько оборотов делает Земля за сутки?
(один)
– Так почему же у нас на планете происходит смена дня и ночи?
Итоги:

– Ребята,что нового и интересного вы узнали сегодня из нашей беседы?
– Что такое земные сутки?И что это за время-сутки???
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *