Автомобильный прицеп своими руками чертежи. Как сделать автомобильный прицеп своими руками

Потребность в грузовом прицепе возникает периодически, когда надо перевезти не влезающий в салон автомобиля или пачкающий груз на значительные расстояния. Автотранспортные услуги очень дороги, а цены на готовые промышленные автоприцепы просто заоблачные. После покупки нового автомобиля, особенно в кредит, прицеп, конечно же, не купить…

А потому решил — сделаю прицеп к «ВАЗу» сам (!) и заявил об этом в семейном кругу. Родные люди льстить не будут, а потому мнения оказались самыми неожиданными, а некоторые даже нелицеприятными! Но вероятность большой экономии победила все сомнения.

После нескольких дней изучения вопроса в подписках технических журналов и в Интернете стало ясно, что:

  • строить самодельные прицепы в России ещё не запрещено, но есть, оставшиеся ещё со времён существования Советского Союза и по-прежнему действующие технические требования к конструкции, её светотехнике и документации, которые необходимо выполнить;
  • для эксплуатации прицепа необходима его регистрация в государственной дорожной инспекции;
  • не разрешается сборка прицепов из запасных частей.

Последнее требование было понятно во времена всеобщего дефицита, когда не хватало запасных частей для уже произведённой заводами изделий. Сейчас же оно стало анахронизмом. Но тем не менее, его следует выполнить и не слишком увлекаться использованием готовых узлов, хотя, скажем, колёса самому, конечно же, не изготовить. Единственный плюс от этого требования — оно стимулирует конструкторское мышление самодельщика и обеспечивает оригинальность изделия. А вот такой узел, как тяговосцепное устройство, лучше купить готовое: в изготовлении оно требует специального оборудования, а также навыков металлообработки, а при регистрации прицепа может создать дополнительные проблемы с сертификатом испытаний.

Человечеством накоплено огромное разнообразие схем, компоновок и чертежей прицепов на все случаи жизни. Есть даже прицепы для перевозки яхт и самолётов.

Но меня интересовали более простые и насущные — грузовые, предназначенные для перевозки материалов. Для себя классифицировал их по следующему принципу:

  • прицепы на рессорной подвеске;
  • прицепы на пружинной подвеске;
  • без подвески.
  • Последний тип прельщал своей простотой изготовления в условиях домашней мастерской, но предположение о том, что не всякий груз, перевозимый в таком прицепе, выдержит напрямую передающиеся толчки и удары от российских ухабов, отмело его напрочь.

    Прицеп для автомобиля «Жигули»: а — вид спереди; б — вид сзади

    1 — связующие элементы бортов (от тракторного прицепа);

    2 — борт (доска-вагонка в 16, 4 шт.);

    3 — рама (стальная труба 40×40);

    4 — поперечина (сосновый брус 90×50, 3 шт., средний — короткий);

    5 — тяга (труба Ø30, 2 шт. — продольные, 1 шт. — поперечная);

    6 — колесо со ступицей (от сельхозмашины);

    7 — страховочная цепь;

    8 — разъём электропроводки;

    9 — брызговик с оттяжкой (транспортёрная лента);

    10 — амортизатор (от мотоцикла «Урал», 2 шт.);

    11 — пружина с резиновым отбойником;

    12-тяговосцепное устройство (покупное изделие);

    13 — балка моста (стальная труба 80×5);

    14 — замок заднего откидного борта (2 шт.)

    1 — связующие элементы кузова (уголок 35×35);

    2 — борта (доска s20);

    3 — рама (труба 50×3);

    4 — поперечины (сосновые бруски 90×50, 4 шт.);

    5 — продольная рессора (от автомобиля «Москвич-412», 2 шт.);

    6 — колесо со ступицей (от сельхозмашин, 2 шт.);

    7 — страховочная цепь;

    8 — разъём электропроводки;

    9 — брызговик (транспортёрная лента) с цепной оттяжкой;

    10 — цепной ограничитель хода рессоры (2 шт.);

    11 — сцепное кольцо;

    12 — балка колёс (стальная труба Ø80×3);

    13 — замок заднего откидного борта (2 шт.)

    Прицеп для автомобиля УАЗ-469: а-вид спереди; б — вид сзади

    Решение пришлось принимать в зависимости от имеющихся в наличии материалов, запчастей, узлов и агрегатов. Что-то рассчитывал приобрести. Подход должен быть творческим и разумным:

    • исходя из будущего назначения прицепа определить его примерные габариты и на листе бумаги в масштабе набросать эскиз общего вида и наиболее сложных узлов. Говорят, что у самодельициков «карандаш за руками не успевает». Но продумывать конструкцию всё же лучше на бумаге, так как метод проб и ошибок более дорог и долог;
    • подсобрал в своём гараже и по знакомым комплектующие узлы, детали и материалы, купил недостающие;
    • подготовил необходимый инструмент, включая сварку и дискорез.

    Самым приемлемым и доступным для изготовления просматривался прицеп с рамой и дышлом из квадратных труб, пружинной подвеской от автомобиля «Жигули» с амортизаторами от мотоцикла «Урал». Его и вычертил на листе ватманской бумаги. А по чертежу уже было легче наметить и порядок выполнения работ (технологию). Кратко её излагаю:

    • Нарезать из квадратной трубы 40×40 мм заготовки для рамы и дышла и сварить их. Угловые стыки усилить накладными треугольными пластинками (косынками).
    • Изготовить: тяги — две продольные и одну поперечную, и четыре опорных чашки под пружины.
    • Приварить оси колёс к балке и надеть на них колеса.
    • Приварить к раме и балке ушки крепления амортизаторов, тяг, чашки пружин.
    • Собрать раму с мостом, установив на место пружины, амортизаторы и тяги и примерить купленное тягово-сцепное устройство.
    • Приварить тягово-сцепное устройство к дышлу прицепа.
    • Нарезать уголки, приварить их к раме и прикрепить к ним деревянные бруски поперечин.
    • Нарезать по размерам уголки каркаса пола кузова и сварить его. Настелить пол и прикрутить шурупами к брускам, а каркас — болтами к раме, покрыть его стальным оцинкованным листом.
    • Собрать борта из досок или фанеры.
    • Провести проводку с разъёмом и прикрепить необходимые сигнальные фонари с габаритными огнями, стоп-сигналами и указателями поворота; катафорты-световозвращатели, брызговики.
    • Покрасить в приглянувшийся цвет (или имеющейся в наличии краской) — такой запишут в ГАИ при регистрации и поменять его будет возможно только с последующей перерегистрацией.

    Второй прицеп сделал для своего приятеля. Этот вариант — на рессорной подвеске (от автомобиля «Москвич-412»). Кроме этого, у него другое тягово-сцепное устройство -кольцевого типа, поскольку прицеп предназначен для автомобиля «УАЗ-469», у которого уже имеется сцепной крюк. Рама — из круглых труб диаметром 50×3 мм. Лонжероны рамы выполнены заодно, как одна деталь, с дышлом (позволила длина труб). Однако их можно сварить из отдельных отрезков труб.

    Изготовление почти не отличается от вышеописанного варианта, но проще. Откидной борт — только задний. Вместо амортизаторов применили ограничительные цепи.

    После изготовления путь приведёт к регистрационному окошку Рос-ГИБДД, где потребуют документы:

    • справку-заключение экспертизы на годность прицепа к эксплуатации, которую выдают экспертные советы добровольного общества автомотолюбителей (такие общества есть в любом областном городе), но везти туда прицеп придётся в кузове грузового автомобиля;
    • три цветных фотографии прицепа в разных ракурсах;
    • справки-счета на применённые в прицепе материалы и комплектующие.

    А. МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.

    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    , чтобы сообщить нам.

    Прицеп – отличное средство, которое позволяет перевозить крупные и габаритные грузы. Багажное отделение не всегда может справиться с такой задачей.

    В нем может быть слишком мало места для перевозки. Габариты груза могут стать препятствием нормальному размещению его в багажнике автомобиля.

    Несомненно, все ТС имеют неодинаковые показатели по вместимости багажного отделения. Некоторые модели отличаются большими и вместительными отсеками для размещения грузов.

    Но рассматриваем легковые автомобили среднего класса, которые в большинстве случаев приобретают российские водители.

    Если подобная транспортировка производится одноразово, то можно воспользоваться услугами грузового такси. Но если перевозить грузы надо регулярно, то такой метод может стать весьма затратным.

    В подобной ситуации можно либо купить самодельный прицеп для легкового автомобиля, либо лично сделать его своими руками. Каждый водитель выбирает наиболее приемлемый для него вариант.

    Например, покупка готового прицепа позволит сэкономить время и силы на его изготовление. А самодельные изделия требуют меньше денежных вложений.

    Основные моменты

    Для изготовления прицепа понадобятся определённые делали и инструменты. Их надо подготовить заблаговременно.

    Итак, мастерам понадобятся:

    • стальные швеллеры;
    • фанера;
    • листовая сталь;
    • колеса с ходовой частью;
    • крепеж;
    • алюминиевые трубки;
    • сварочный аппарат;
    • электрооборудование.

    Если мастер раньше не имел дела со сборкой прицепов, то ему необходим чертеж. Именно он будет инструкцией по проведению всех необходимых операций в процессе.

    Обратите внимание, что чертеж должен быть составлен грамотно и отвечать всем техническим требованиям .

    Этот акт включает в себя требования затрагивающие изготовление прицепов для легковых автомобилей. Некоторые водители весьма легкомысленно относятся к предписаниям законодателя, но зря.

    Если прицеп не будет соответствовать всем нормам ОСТа, то его невозможно будет зарегистрировать.

    А без прохождения такой процедуры, его использование признается незаконным. То есть водителю зря потратит свое время, деньги и силы.

    Понятия

    Рассмотрим основные понятия, касающиеся нашей темы, которые представлены в :

    Все ТС, которые подпадают под термин «прицеп» должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

    В чем его назначение

    Очевидно, что основное назначение прицепа – перевозка грузов. В ПДД регламентируется порядок совершения соответствующих действий.

    Очень важно соблюдать такие правила, в противном случае водитель ТС с прицепом будет создавать угрозу причинения ущерба иным участникам дорожного движения.

    За такие действия его могут привлечь к . Правила перевозки грузов определены в :

    Масса груза не может быть выше величину Которая определена для данного ТС
    Водитель должен следить за грузом во время движения Чтобы избежать возможности его падения либо создания помех для движения
    Груз не должен загрязнять дорогу или окружающую среду Закрывать внешний световые приборы ТС, нарушать устойчивость ТС
    Если груз признается крупногабаритным по нормам закона То он должен быть обозначен опознавательными знаками
    Для отдельных грузов (например, опасных) Определены специфичные правила, которые должны им соблюдаться

    Правовое регулирование

    Мы уже упоминали ПДД. В Правилах определено понятие «прицеп», в них же приведены правила перевозки грузов.

    В ПДД определён перечень документов, который должен быть представлен сотруднику ГИБДД. Среди прочих отмечены, специальные акты на прицеп ().

    В пункте 10.3 Правил оговорен скоростной режим движения для ТС с прицепом – 70 км/ч или 90 км/ч (на автомагистралях). Также нами было упомянуто, что прицеп создается по определённым параметрам.

    Он соответствовать требованиям, если водитель желает успешно пройти процедуру регистрации в ГИБДД .

    В настоящее время действует ОСТ 37.001.220-80 «прицепы к легковым автомобилям». На что следует обратить внимание:

    Важно упомянуть еще один нормативно-правовой акт – КоАП РФ. Именно в нем зафиксированы меры ответственности за несоблюдение предписаний законодателя.

    Например, если на прицепе отсутствует знак государственной регистрации, то ему будет выписан штраф 500 рублей ().

    За нарушение правил перевозки грузов придется также оплатить 500 рублей ().

    Если у водителя нет регистрационных документов на прицеп, то на него будет наложен штраф 500 рублей в соответствии со .

    Как построить самодельный прицеп для легкового автомобиля

    Как сделать своими руками прицеп для автомобиля? Выполнить такие действия несложно, но очень важно внимательно следовать предписаниям чертежа.

    В случае выявления несоответствия, регистрация подобного изделия не будет проведена. В такой ситуации водитель понапрасну потратит и время, и силы, и денежные средства.

    О том, что прицеп предстоит регистрировать, надо помнить еще на этапе строительства. Это позволит в дальнейшем не усложнять себе задачу переделками и доработками.

    Проще с самого начала следовать всем инструкциям. Если водитель решает сделать прицеп, то он экономит свои денежные средства. Готовые ТС для перевозки грузов стоят дороже.

    В то же время, решаясь на создание прицепа надо понимать, что такие операции потребуют дополнительных затрат и времени, и сил.

    Часто возникают трудности на этапе регистрации. В ее проведении может быть отказано в силу различных причин. В то же время зарегистрировать готовый прицеп от производителя, намного проще.

    Необходимый набор инструментов и материалов

    Прежде всего, надо приобрести необходимый набор инструментов и материалов. Этот список может отличаться в зависимости от того, какой именно прицеп желает изготовить человек.

    Мы приведем примерный перечень:

    • для каркаса и узла соединения понадобится труба с квадратным сечением (40×40 мм). Допустимо взять трубу большего размера, но если это не приведет к увеличению массы всей конструкции. Длина и количество определяется по чертежу;
    • для установки бортов потребуется стальной лист (толщина – не менее 0,6 мм). Чтобы рассчитать количество, надо изучить чертеж. Умножьте длину бортов на их высоту. Так, вычисляется площадь. После этого появится представление о том, сколько листов необходимо и какого они должны быть размера;
    • днище можно сделать из жести, плотной фанеры или поликарбоната;
    • ходовую можно сделать самостоятельно или же использовать передний мост мотоколяски СЗД;
    • тормозная система;
    • фаркоп;
    • электрические приборы и проводят для подсоединения к автомобилю;
    • брезент или иная влагостойкая ткань для накрытия прицепа;
    • крепеж (уголки, кронштейны и пр.);
    • сварочное оборудование;
    • электрические инструменты для работы с металлическими предметами (лобзик, болгарка и пр.).

    Где взять чертежи

    Видео: самодельный прицеп

    Мастер будет следить за тем, чтобы готовое изделие соответствовало требованиям рассмотренных нами нормативно-правовых актов.

    Где взять чертеж? Если у вас достаточно опыта и знаний, то выполнить его можно самостоятельно.

    В то же время разрешено использовать готовые варианты. Они в большом количестве размещены в интернете, в том числе для создания жилых прицепов.

    Готовый чертеж может быть преобразован по желанию водителя. При этом, надо следить за тем, чтобы после подобных изменений прицеп по-прежнему соответствовал требованиям ОСТа.

    Инструкция по сборке

    Сборка самодельного двухосного прицепа для легкового автомобиля включает в себя следующие стадии:

    Изготовление рамы От нее будет зависеть долговечность всего изделия. Труба или профиль нарезается, а затем части свариваются в виде прямоугольника. После этого ее надо усилить путем приваривания поперёк прямоугольника куска профильной трубы. К раме надо приварить каркас боковых и переднего борта. Их можно сделать из профильной трубы, но меньшего размера
    Прицепной узел Длина данного элемента не может быть более 1,5 или 2 метров. Узел приваривается минимум в 4х местах с торца посредине рамы. С каждой стороны элемента монтируются ребра жёсткости
    Установка замка для соединительного узла Замок монтируется 3 болтами, которыми он присоединяется к прицепному узлу
    Установка оси Ось также монтируется на болты. Устанавливается она почти посредине каркаса
    Формирование бортов и дна Крепёж материала производится саморезами или заклёпками. Материалы для обшивки выбирают самим мастером
    Установка электрооборудования (габаритные фары с поворотами и стоп-сигналами) Прицеп дополняется светоотражателями красными сзади и белыми спереди

    Как узаконить (регистрация)

    С процедурой регистрации авто знаком каждый автовладелец. Но не все знают, как правильно зарегистрировать прицеп. Нужно ли, вообще, делать это?

    В соответствии с данное ТС должно быть снабжено государственными регистрационными знаками.

    Водителя обязан по требованию инспектора ГИБДД представлять документы, подтверждающие факт прохождения данной процедуры.

    Несоблюдение подобных предписаний приведет к наступлению ответственности по . На водителя будет наложен штраф.

    Чтобы избежать данных последствий, надо зарегистрировать прицеп. Начать надо с подготовки документов, которые смогут подтвердить факт того, что изделие соответствует требованиям законодателя.

    Автомобильный прицеп – это очень удобное и практичное транспортное средство для перевозки грузов на любые расстояния. При его наличии не нужно бояться за салон и состояние что при полной нагрузке влечет за собой потерю управляемости, не говоря уже о запачканных сиденьях и багажнике. Именно поэтому сегодня мы рассмотрим вопрос о том, как сделать прицеп своими руками.

    Приступаем к работе

    Для начала нам необходимо подготовить все инструменты и устройства, в том числе и и квадратного сечения. Чтобы сделать прицеп своими руками, нужно заготовить несколько метров труб с сечением 60х30 и 25х25 миллиметров, которые в дальнейшем будут использованы для лонжеронов, траверс и стоек. На первом этапе нужно совместить раму с кузовом, а именно с его каркасной решеткой. Здесь задействуется электродная сварка, поэтому наличие специализированного оборудования здесь обязательно. Чтобы полученный каркас был прочным, можно дополнительно соединить трубы при помощи саморезов, однако для достижения наибольшей эффективности между кузовом и рамой необходимо приварить еще несколько поперечин. 5 вполне хватает для легкового автомобильного прицепа. Далее нам нужно на поперечины установить стойки.

    Борта

    После того как на прицеп своими руками вы установили кузов, необходимо позаботиться еще об одной детали. Борта необходимо сделать откидными и желательно не только с одной стороны. Толщина металла при этом не должна превышать 10 миллиметров. Что касается решетки платформы, ее следует застелить дюралюминиевым листом железа толщиной примерно в 2-3 миллиметра. После этого нужно прикрутить его к первому устройству. Желательно применять в качестве соединительного элемента не сварку, а болты с маркировкой М5. Таким образом, у вас получится ровный и прочный пол, на котором можно смело транспортировать любые строительные материалы.

    Подвеска

    В качестве балки можно использовать пару толстых швеллеров, однако здесь нужно учесть один нюанс. Если использовать сильно тонкий материал, возможно, он не выдержит всех нагрузок. Однако при этом не стоит забывать, что с каждым новым уголком и квадратом вы утяжеляете конструкцию прицепа. Поэтому выбирайте такой швеллер, который в силу своей малой массы будет способен выдержать нагрузку в 700-750 килограмм. В ходе работ также необходимо заранее приварить к обеим устройствам по 2 колесные оси. Если образовались просветы, заделайте их тонким куском оцинкованной стали. В качестве колес можно использовать элементы от любой То же самое касается и рессор. Почему мы не применяем пружины? Да потому, что нагрузку в более чем 1000 килограмм (снаряженная масса + дополнительная нагрузка) вряд ли выдержит пара таких устройств. Не забудьте установить и дышло.

    Светотехника

    Все автомобильные прицепы на данный момент оснащаются хотя бы парой поворотников и световых огней. Поэтому вопрос иллюминации стоит на первом месте. И поскольку далее вам будет необходимо зарегистрировать данное ТС в ГАИ, заранее установите на прицеп своими руками место для номерного знака и подсветку к нему.

    Как изготовить прицеп своими руками будет рассмотрено в этой статье, причём будет описано несколько вариантов изготовления, в зависимости от подвески колёс. Многие водители начинают задумываться о самостоятельном изготовлении прицепа, когда возникает необходимость перевозить какие то грузы, например во время строительства дома, или дачи. И при поиске готового прицепа, многие не находят в продаже то, что нужно, а если и находят, то стоит прицеп совсем не мало.

    При самостоятельном изготовлении, у автовладельцев появляется возможность не только сэкономить значительную сумму денег, но ещё и изготовить прицеп под свои запросы и габариты перевозимого груза, ну и под размеры своей машины. К тому же некоторые детали прицепа можно изготовить буквально из железного хлама, который валяется в гараже или на даче, или кое что найти за копейки на автомобильной разборке (например те же детали подвески и колёса).

    Ниже будет сначала описано изготовление мягкого (подвесочного) варианта прицепа, с использованием готовой автомобильной балки, затем будет описан полностью самодельный вариант с подвеской, ну и в самом конце будет показан самый простой безподвесочный вариант, который можно использовать по месту (если перевозить грузы следует недалеко и по хорошей дороге).

    И разумеется каждый водитель сможет выбрать тот вариант изготовления прицепа, который ему более подходит по условиям эксплуатации, а так же в зависимости от сложности изготовления. Какой инструмент и материалы понадобится при изготовлении прицепа нет смысла перечислять в начале, так как всё будет описано в процессе работы.

    Прицеп своими руками — вариант с готовой автомобильной балкой.

    Как уже понятно из названия, потребуется отыскать на автомобильной разборке балку задней подвески, от какого то старого автомобиля. Вместо балки можно использовать и подходящую трубу (например 80 мм в диаметре), такой вариант получится легче, но в таком случае придётся делать крепления ступиц колёс к трубе и крепления рессор к трубе. А с балкой всё намного проще, так как там все крепления уже есть.

    Однако некоторые рессоры можно закрепить и к обычной трубе с помощью шпилечных стяжных хомутов (как показано на фото с квадратным переходником для ступицы — ниже в тексте). Использование трубы вместо заводской балки позволит облегчить вес подвески, так как балка всё же существенно тяжелее трубы. Что выбрать — трубу или готовую балку, каждый решает сам, исходя из своих возможностей и из того, что есть из материала в наличии.

    Цена балки может быть копеечной, если использовать балку не от иномарки, а от советского автомобиля. И если цена какого то древнего Москвича может быть в пределах 100 — 150$, то нетрудно догадаться, что цена задней балки от того же Москвича будет очень низкой.

    Преимущество москвичовской балки и её задней подвески в том, что в подвеске Москвича используются рессоры, а не пружины, а значит грузоподъёмность прицепа с рессорами позволит перевозить в прицепе даже кубы котельца для стройки. К тому же всегда можно будет добавить пару дополнительных рессор и этим ещё более усилить грузоподъёмность прицепа, в случае крайней необходимости.

    Ну и ещё одно преимущество рессорной подвески, это то, что не нужно будет тратить дополнительное время и изготавливать А-образные рычаги независимой подвески, которая обычно используется с пружинами. Впрочем и этот более сложный вариант будет рассмотрен ниже.

    И так приобрели балку (задний мост), желательно вместе со ступицами и колёсами, ну и конечно же с закреплёнными на балке рессорами (см. фото 1).

    Полуоси можно будет обрезать, а главную пару редуктора вынуть из корпуса вместе с подшипниками — они больше не понадобятся, да и вес балки существенно облегчат. Ну а отверстие для выхода крестовины нужно будет закрыть самодельной заглушкой. Всё — основа прицепа есть.

    Ухо крепления рессоры к раме прицепа.

    Далее следует изготовить уши, указанные на фото 2 ниже и на фото слева. «Уши» можно было срезать и с кузова автомобиля на разборке (заводское ухо показано на фото слева), но если не было такой возможности, то тогда придётся их изготовить из листового металла, толщиной 4 — 6 мм.

    С помощью этих «ушей» рессоры будут крепиться к раме прицепа, когда рама будет изготовлена.

    Раму лучше всего изготовить из профильной трубы (прямоугольного профиля 40х60х4, но можно и квадратного 60х60х4), так как такая труба достаточно жёсткая, несмотря на небольшую толщину стенок, и не слишком тяжёлая, в отличии от уголка. К тому же стыки профильной трубы на углах рамы очень удобно сваривать между собой.

    Разумеется, прежде чем сваривать раму, следует измерить рулеткой и отметить маркером нужную длину и затем нарезать заготовки из труб для основы, которая имеет форму прямоугольника.

    Две самые длинные трубы (длинных сторон прямоугольника рамы) будут той длины, какой вы хотите получить в итоге кузов прицепа (вполне достаточно 2 метра, если же длиннее, то тогда предпочтительнее делать двухосный прицеп). Ну а ширина двух других поперечных труб для коротких сторон прямоугольника рамы, по возможности не должна быть шире габаритов вашего автомобиля.

    Нарезав болгаркой две длинные трубы и две более короткие, стачиваем с краёв всех труб фаски (для надёжного сварочного шва) и укладываем трубы на ровном полу, выложив из труб равносторонний прямоугольник.

    Все углы прямоугольника проверяем с помощью угольника (чтобы угол был строго 90º) затем прихватываем электросваркой стыки труб, ещё раз проверяем углы угольником и окончательно провариваем стыки.

    Используем обычный сварочный аппарат, с диаметром электрода равным толщине стенки трубы, но гораздо удобнее и быстрее работать с , у кого он есть, да и качество шва будет получше (и без окалины).

    Сварив прямоугольник, далее заготавливаем (отрезаем) две или три поперечные трубы, которые ввариваем в середине прямоугольника (это добавит жёсткости и добавит дополнительной опорной поверхности полу кузова прицепа и чем длиннее прицеп, тем больше поперечных труб следует вварить).

    После этого можно приварить раму к подвеске (через заранее сделанные «уши») и далее спереди приварить к прямоугольной раме будущего автомобильного прицепа Л-образную перемычку, которая указана жёлтой стрелками на фото 2 выше), на вершину которой впоследствии будет приварен шаровый шарнир прицепного устройства — фаркопа. О том, как сделать фаркоп для своего автомобиля, советую почитать .

    Ну и теперь остаётся сделать кузов с откидным задним бортом и прикрепить его к рамке прицепа. Вариантов изготовления кузова тоже несколько. Можно сварить каркас из уголка (в форме параллелограмма) и затем приварить его к раме (или прикрутить болтами).

    Далее каркас из уголка (пол и борта) обшивается ДСП, фанерой, текстолитом, металлическим листом и т.п, в зависимости от перевозимого груза.

    Но можно для каркаса кузова использовать не уголок, а всё ту же профильную трубу (как на фото 3 слева) только меньшую по ширине (40х40х3 мм, или даже 40х20х3 мм).

    Пол кузова прицепа можно сделать из металлического листа (как на фото 3, если планируется перевозить что то тяжёлое), но можно использовать и ДСП, текстолит, толстую 20-ти мм фанеру. Если используем фанеру или ДСП, то их перед покраской следует покрыть натуральной олифой, чтобы исключить воздействие влаги в дальнейшем.

    Если же вы планируете перевозить крупногабаритные грузы, то тогда лучше сразу нарастить борта, как показано на фото 4 слева. Для наращивания высоты бортов используем опять же профильную трубу, но меньшего поперечного размера (30х30х3, или 30х20х3).

    Далее остаётся приварить сцепное устройство для шарового шарнира (сейчас они уже есть в продаже на авторынках) к вершине Л-образной перемычки, заранее приваренной к раме прицепа. К этой же перемычке, в районе шарового шарнира, но снизу, следует приварить «ухо», в которое будет вставляться ось складывающегося упора.

    Упор нужен будет для того, чтобы прицеп после отцепления его от автомобиля стоял на земле строго горизонтально. Однако наличие упора не обязательно, можно обойтись и без него.

    Затем следует обшить борта прицепа металлическим листом, фанерой или текстолитом и далее загрунтовать и покрасить автомобильный прицеп (фото 5).

    Задний борт желательно подвесить на дверных навесах (можно сделать навесы и самому, как на фото 6), чтобы иметь возможность открыть задний борт во время погрузки или выгрузки.

    Замки и петли (дверные навесы) для откидного заднего борта можно приобрести на рынках или в хозяйственных магазинах.

    Ну и не забываем, что на заднем борту, или чуть ниже, следует обязательно закрепить и подключить фонари стоп-сигналов, габаритов и поворотников. Всё это можно найти от какой то машины на авто-разборке за копейки. Закрепление и подключение на прицепе стандартных (заводских) стоп-сигналов, поворотников и габаритных фонарей позволит вам без проблем зарегистрировать ваш самодельный автомобильный прицеп в местном МРЭО и потом без проблем проходить техосмотр.

    И последнее, если прицеп будет эксплуатироваться где то в деревне, то крылья необязательны (как на фото выше), так как отсутствие крыльев (грязевых щитков) увеличивает проходимость прицепа по грязи. Ну а если прицеп делается для города, то установка крыльев очень желательна, иначе прицеп и автомобиль будут всегда грязными. Изготовить плоские крылья для колёс прицепа очень просто, из тонкого листового металла, и поэтому этот процесс не был описан.

    Кстати, если борта вашего прицепа будут шире, чем на фотографиях выше (то есть борта будут перекрывать колёса, при виде сверху) то можно будет не изготавливать крылья, а просто подвесить под каждый борт резиновые брызговики, спереди и сзади каждого колеса.

    Прицеп своими руками — второй вариант с независимой пружинной подвеской.

    Такой вариант сделать сложнее, чем описанный выше вариант с зависимой рессорной подвеской. Так как придётся купить или изготовить независимые А-образные рычаги (маятники), и подвесить их к раме прицепа через выточенные на токарном станке бронзовые втулки. Можно использовать вместо бронзовых втулок и резиновые сайлентблоки, но всё же втулки намного надёжнее и долговечнее.

    Жигулёвский рычаг, изготовленный из листовой стали.

    Такой вариант независимой подвески прицепа позволяет использовать самодельный прицеп на любом бездорожье и больше подходит владельцам внедорожников. Так же такой вариант с мягкой независимой подвеской отлично подойдёт и для лодочного прицепа.

    Можно поискать на мото-разборке готовые рычаги от подвески мотороллера Муравей, или распространённые рычаги из листовой стали от классических Жигулей (показан на фото).

    Или поискать рычаги от задней подвески какой то легковой иномарки (как на фото справа — кстати на этом фото показан рычаг задней подвески автомобиля вместе с закреплённой заводской ступицей, аммортизатором и тормозным барабаном (с тормозным тросиком), а значит не нужно будет заморачиваться с закреплением ступицы на рычаге.

    К тому же на прицепе можно будет задействовать и тормоза (подсоединив тросик к или к тормозам машины), если планируется перевозить что то очень тяжёлое). Такой рычаг нужно будет закрепить к раме прицепа развёрнутым на 90º , в отличае от рычагов передней подвески Жигулей и других машин.

    Вообще вариантов изготовления пружинной подвески прицепа очень много, сколько конструкций пружинных подвесок легковых автомобилей, столько и вариантов изготовления подвески самодельного прицепа.

    Можно поискать и приобрести на сайтах, или в автомагазинах, готовые новые рычаги с уже вваренными опорными чашками под пружины, как на фото слева. Если не получится найти готовые А -образные рычаги, значит придётся изготовить рычаги самостоятельно, ничего сложного в этом нет.

    Пружины можно найти на разборке, и толщина их и соответственно жёсткость зависит от того, какой груз вы собираетесь перевозить в дальнейшем. Если планируется перевозить лодку или небольшой лёгкий катер, то вполне достаточно будет пружин от мотороллера Муравей, или какого то квадроцикла, мотоцикла и т.п.

    При самостоятельном изготовлении А-образных рычагов подвески понадобится стальной лист, для усилительных косынок, круглая толстостенная труба, диаметром примерно 25 — 30 мм, чуть более толстая труба под втулки для сайлентблоков (или под бронзовые втулки).

    Самодельный А-образный рычаг, изготовленный из прямых труб. Осталось к вершине рычага приварить переходник для закрепления оси ступицы.

    Конструкция рычагов понятна из фотографии чуть выше. Там показаны рычаги с изогнутыми трубами, но у кого нет , то можно изготовить рычаги с абсолютно ровными трубами, в форме ровной буквы А, как на фото справа.

    Когда рычаги будут куплены или готовы, останется закрепить на концах рычагов óси ступицы для колёс и надеть на óси сами .

    Для того чтобы закрепить óси ступиц и сами ступицы болтами к концу А-образного рычага, или к концу трубы рессорной подвески, потребуется из толстого листового металла (толщина 18 — 20 мм) вырезать квадратные (см. фото чуть ниже) или круглые переходники с отверстиями (круглые переходники — фланцы можно вырезать на токарном станке из толстого листового металла), в которые и будет закрепляться болтами фланец оси ступицы (как на фото).

    Вырезав из толстого листового металла переходники и просверлив в них отверстия (на таком же расстоянии, как и на фланце оси ступицы), останется приварить их к А- образному рычагу, или к поперечной трубе рессорной подвески (на фото слева показан именно вариант с трубой для рессорной подвески).

    Если квадратный переходник для оси ступицы будет привариваться не к трубе рессорной подвески, а к концу А-образного рычага пружинной подвески, то переходник при сварке ещё следует усилить приваренными поперёк переходника (квадрата) косынками (как на чертеже справа), вырезанными из листового металла десятки (толщина 8 — 10 мм).

    Внутри пружины (или рядом) желательно закрепить амортизаторы, что добавит комфорта. Однако это утяжеляет и усложняет конструкцию. Гораздо удобнее закрепить амортизаторы от какого то мотоцикла, которые сами по себе имеют общую конструкцию (амортизатор и пружина как одно целое).

    Кстати, при использовании амортизаторов от мотоциклов (вместе с пружинами) не нужно будет изготавливать из листового металла и приваривать опорные чашки для автомобильных пружин. Достаточно приварить к рычагам подвески ушки под крепёжные болты для сайлентблоков мотоциклетных амортизаторов.

    Вариантов выбора деталей и изготовления независимой мягкой подвески для автомобильного прицепа своими руками множество и каждый выбирает то что удобнее, а иногда исходя из того, что попадётся под руки на авто или мото- разборке. И конечно же абсолютно все варианты изготовления подвески для автомобильного прицепа описать в одной статье нереально. Однако основные и самые простые варианты изготовления подвески для прицепа были описаны.

    Изготовив подвеску, останется сварить раму прицепа и борта, далее обшить пол и борта, как это было описано выше, в первом варианте (с балкой и рессорами). А затем останется закрепить пружинную независимую подвеску к раме (кстати подвеску удобнее сделать съёмной, а не приваривать). Разумеется места крепления подвески правого и левого колеса к раме самодельного автомобильного прицепа должны быть абсолютно симметричны, что проверяется с помощью обычной рулетки.

    Также следует помнить, что при закреплении верхней опоры пружины и амортизатора, нужно добиться того, чтобы колёса пустого прицепа были подвешены с некоторым отрицательным развалом. Иначе при полной загрузке прицепа, протектор шин будет изнашиваться неравномерно (внутри больше, чем снаружи).

    Ну и не забываем про стопы, габариты и поворотники (было описано выше).

    В заключении (ниже) можно будет посмотреть видеоролик, про изготовление прицепа своими руками самого простого безподвесочного варианта. И хотя там показано, как сделать прицеп своими руками для мотоблока (принцип построения авто-прицепа такой же) и не показано крепление ступиц к поперечной трубе, но ведь всё это было описано выше, успехов всем.


    Трудно ли соорудить на базе обычного автомобильного прицепа дом на колесах? Из каких материалов может быть построен этот прицеп-дом-дача? Каковы его минимальные габариты? Какая внутренняя планировка позволит наиболее эффективно использовать внутреннее пространство? Давайте попробуем найти ответы на этот список вопросов.

    Цели

    Небольшая загородная дача — вероятно, самое распространенное хобби на постсоветском пространстве за последние полвека. Площадь городов растет с каждым годом, и участки закономерно отодвигаются от центра населенных пунктов. Расстояния порой измеряются десятками километров; самый комфортный способ преодолеть их — поездка на собственном автомобиле.

    Вместе с тем превращать небольшой участок в место постоянного проживания готовы далеко не все дачники. Максимум, на что может решиться средняя городская семья — раз в неделю переночевать на своем участке. Строить ради этой ночевки капитальный дом — сомнительная затея; спать в автомобиле — уж очень неудобно…

    Для дачников, располагающих базовыми навыками работы с электроинструментом, нередко выходом становятся самодельные прицепы-дачи.

    Одну из таких конструкций нам предстоит изучить, познакомившись с применяемыми материалами и конструктивными решениями.

    Благодарность: фотографии, использованные в этой статье, были любезно выложены одним из завсегдатаев форума «Лига Караванеров».
    Работа автора свелась лишь к разъяснению некоторых технических тонкостей.

    Выбор материалов

    В большинстве случаев основанием, на котором сооружается компактный прицеп-дача-автодом, становится одноосный прицеп с максимальной нагрузкой не больше тонны. С учетом веса предметов обихода и пары людей наш выбор — прицеп-дача до 750 кг весом.

    Ограничение по массе накладывает свой отпечаток на выбор материала.

    • Каркас строения мы выполним из соснового бруска сечением 50 мм.
    • Стенки — из 10-миллиметровой фанеры (влагостойкой или с пропиткой, снижающей гигроскопичность материала и предотвращающей его загнивание); пол — из 12-миллиметровой. Она же используется для сооружения внутри.
    • Наружная обшивка — оцинкованная сталь. Листы подшиты к бруску каркаса саморезами; нахлесты дополнительно герметизированы силиконовым герметиком. Наружные углы усилены алюминиевым уголком — опять-таки с герметизацией силиконом.

    • Что выбрать в качестве утеплителя, проложенного между внутренним и наружным слоями фанеры — предоставим решать читателю. Приведем сравнительную теплопроводность популярных утеплителей:

    Нюанс: стекловата со временем неизбежно будет слеживаться.
    Лучше использовать жесткие утеплители.

    Размеры

    Разумный минимум размера необходимого для наших целей прицепа — 2300х1600 мм. Такие габариты позволят соорудить внутри достаточно комфортное спальное место для двух человек и оставить немного места для столика под умывальник и/или газовую плиту.

    Двухосный прицеп-дача обеспечит куда больше комфорта; однако и цена такого прицепа будет вдвое — втрое больше. Его габариты (до 4,5 метров длины) позволяют построить полноценный и туалетной комнатой.

    Разумный минимум высоты сооружения в общем случае составляет 2 метра. Высота может быть скорректирована в зависимости от габаритов владельцев: понятно, что человеку очень высокого роста не захочется постоянно цеплять потолок макушкой.

    Строительство

    Итак, приступим. Как строится дача из прицепа своими руками?

    Пол, нижняя обвязка

  • Борта полностью демонтируются. От прицепа остается лишь ровная площадка. Если горизонтальное основание обладает достаточно жесткостью, лаги пола и обвязка могут крепиться непосредственно к нему; тонкий гибкий лист лучше обварить каркасом из профтрубы сечением 50х25 мм.
  • Затем к основанию фиксируется болтами нижняя обвязка из бруска, уложенная по периметру; боковые бруски соединяются лагами с шагом 20 см (для 12-миллиметровой фанеры).
  • Как вариант — вся конструкция может быть собрана на стенде и уже потом притянута к основанию прицепа.

  • Лаги крепятся к обвязке оцинкованным уголком; брусок обязательно пропитывается горячей олифой на два раза.
  • Совет: вместо подогретой на водяной бане олифы можно использовать холодную.
    В этом случае после нанесения каждого слоя брусок прогревается строительным феном.

  • Между лагами закладывается утеплитель; затем пол застилается фанерой, которая притягивается саморезами.
  • Каркас

    Инструкция по сборке каркаса ничем не отличается от сооружения нижней обвязки: брусок соединяется уголками на саморезы. До или после сборки дерево пропитывается олифой. Не бойтесь, что каркас окажется недостаточно жестким: прочность конструкции придаст обшивка.

    Обшивка, утепление

    Готовый каркас начинает обшиваться изнутри. Фанера притягивается саморезами длиной 32 миллиметра с шагом примерно 25 см. Саморезы — только оцинкованные: в сырую погоду черная сталь неизбежно украсит стены неопрятными ржавыми потеками.

    Три нюанса:

  • Отверстия под саморезы предварительно засверливаются и раззенковываются, чтобы шляпки не цепляли одежду. Альтернатива — использование саморезов с полупотайными головками.
  • Фанера с внутренней стороны обязательно шлифуется перед лакировкой и после нанесения первого слоя. Любое увлажнение поднимет на верхнем слое шпона ворс, который сделает поверхность шершавой.
    Объем работы будет достаточно большим, поэтому лучше использовать шлифмашинку — пусть самую простую, вибрационную. Если там, где вы ведете строительство, нет электричества — выход всегда найдется: аренда дизель-генератора для дачи обходится в сумму от 1000 рублей в день.
  • Наружная сторона и торцы фанеры тоже нуждаются в защитной пропитке. И в этом случае самый дешевый и практичный вариант — два слоя горячей олифы.
    Утеплитель фиксируется в пазах, образованных каркасом и внутренней обшивкой, после чего обшивается снаружи проолифленной с обеих сторон фанерой.
  • Дверь собирается аналогично стенам и навешивается на оцинкованные петли; в качестве запора используется обычный дверной замок или пара шпингалетов — внутри и снаружи.

    Последний этап — наружная отделка оцинковкой. Она фиксируется саморезами длиной 25 мм с шагом 10 см вдоль всех брусков каркаса; затем углы закрываются уголком. Не забудьте о герметике: он защитит углы и стыки от затекания воды.

    На фото — готовая к покраске обшивка.

    Окна

    Если вам хочется, чтобы у вашего миниатюрного дома были световые окна — нет проблем.

  • Проем предусматривается еще на стадии сооружения каркаса. Он опоясывается бруском сечением те же 50х50 мм.
  • В качестве наружного штапика используется дюралевый уголок, прикрученный саморезами заподлицо с наружной обшивкой. Посадочное место под уголок предварительно промазывается герметиком.
  • Вырезанный по размеру проема кусок оргстекла садится на герметик и фиксируется изнутри штапиком из того же дюралевого уголка.
  • Внутренняя планировка

    Наш выбор — трансформируемая кровать-сиденье и откидной столик. Механизм трансформации сделают понятным снимки.

    Полезные мелочи

    • Альтернатива фанере, покрытой оцинковкой — наружная обшивка из профлиста
      . По аналогичной схеме часто сооружаются дачные дома из блок-контейнеров.
    • Ремонт прицепа дачи своими руками обычно сводится к периодической покраске оцинковки
      . Старая краска удаляется смывками. В тех немногочисленных случаях, когда колеса, крылья или подвеска прицепа получают повреждения, запчасти для прицеп-дачи покупаются в ближайшем автомагазине.

    • Простейший способ организовать вентиляцию — предусмотреть в двери пару закрытых москитной сеткой лючков (снизу и сверху)
      .

    Заключение














    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *